Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую зачастую по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Однако ни одно из вышеизложенных названий не является верным и научно-обоснованным, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила свое уникальное наименование более 7 лет тому назад, основная масса адвокатов, судей, следователей, юристов также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в общей практике зачастую всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где имеются тоже бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, где необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает нехорошая ситуация, в результате которой дело возвращается в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего сроки расследования затягиваются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части;

• состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение автомобиля и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и иных участников по покрытию автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверная разметка дорожного покрытия, неверное расположение дорожных знаков, отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги и другие отрицательные условия дорожной обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение комплекса информации о происшествии.

К примеру, в случаях, где важной причиной ДТП являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.